Васюткино озеро с чем автор сравнивает лес. Главный герой "васюткино озеро" - его характеристика

МОУ СОШ №33

Литература

5класс, общеобразовательный

Программа литературного образования под редакцией

Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

(Урок анализа первоисточника)

Цель урока:

образовательная - анализ рассказа «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству;

развивающая - развитие умения анализировать текст через интепретацию-рисунок, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная - формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации учащихся, презентация к уроку, аудиозапись голосов птиц.

Трофимовой Ирины

Человек и природа в рассказе

«Васюткино озеро»

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме Иоганн Готфрид

Ход урока

I . Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка «Времена года» - «Осень»)

Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II . Организационный момент

Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

III . Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Вот таким представляет его художник, а каким вы представляете его внешне?

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге …(запишите слово тайга в словарь). Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)?

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает.

5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью?

(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

Обратите внимание на экран – закон общения человека и природы.

6) Как называются зарубки на дереве, с помощью которых Васютка надеялся не заблудиться в лесу?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси ?

Давайте запишем это слово в тетрадь.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, закон взаимопомощи : сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.

Взаимопомощь.

Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

Кто прервал рассуждения героя?

Давайте прочитаем об этой встрече.

- Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу?

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

Если вдруг вам доведётся услышать вот такое пение, это кедровка (звучит запись пения кедровки).

Запишем это слово в словарь.

Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка?

Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.

Именно этой птице Васютка должен быть благодарен, что шишек в лесу видимо-невидимо.

Васютка слез с дерева, собрал шишек в мешок…

Вдруг впереди что-то захлопало…

- Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица (звучит запись пения глухаря на току).

Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники.

Давайте запишем это слово в словарь: трофей.

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка?

Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

Но выхода не было!

Какое чувство охватило Васютку?

Прочитайте, с каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

- Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. (Рисунок Соловьёвой Юлии).

Юля, каким ты представляешь себе непроходимую тайгу?

- «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге?

Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу? (Зачитывается отрывок из произведения.)

Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря. Запишем слово в словарь.

Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка?

- Нашёл Васютка водоём - Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

Внимание на экран, может, на берегу именно этого озера и был Васютка.

Перед нами рисунок Екатерины Кузнецовой. Какое настроение, Катя, ты хотела передать этой цветовой гаммой?

Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка).

Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка).

Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

Какой была эта ночь?

- Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? Запишем это слово в словарь.

Костёр. Вот так представила костёр надежды Ирина. Ребята, пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

(Учитель зачитывает отрывок из произведения).

Теплоход не помог горю Васютки.

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и его именем назвали озеро.

Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему?

Помогли выстоять ему (слова из словаря.)

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.

Безусловно, в этом нас убедил рассказ.

IV . Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему Васютке удалось найти дорогу домой?»

В 1952 году написал Астафьев "Васюткино озеро". Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.

Плохие новости

Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.

Рыбаки уходят к Енисею

Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено "спокон веку", а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать "таежные законы". Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Встреча с глухарем

Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев ("Васюткино озеро"). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря - большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.

Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.

Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Васютка заблудился

Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.

В поисках дороги

Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.

Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.

Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ "Васюткино озеро", не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения "Васюткино озеро". Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода - где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками - его приняли за местного жителя.

Спасение главного героя и заслуженная награда

О чем же далее рассказывает Астафьев ("Васюткино озеро")? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.

Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось "Васюткино оз.". Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев ("Васюткино озеро"). Расскажем теперь о главных героях.

Природа в рассказе

Природа и человек (Васютка) - вот главные герои. "Васюткино озеро" - это рассказ, в котором природа - это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.

Мальчик Васютка из рассказа "Васюткино озеро"

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев ("Васюткино озеро")? Главные герои - это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

>Сочинения по произведению Васюткино озеро

Описание природы

Тема взаимосвязи природы и человека присутствует практически во всех произведениях Виктора Астафьева и рассказ «Васюткино озеро» в этом смысле не является исключением. Автор сам вырос на берегах реки Енисей недалеко от таежных лесов, поэтому так реалистично описывает, что чувствует Васютка , попав в тайгу. В рассказе часто встречаются предупреждения, адресованные к людям по поводу небрежного отношения к природе. Ведь природа может быть чуткой ко всем действиям человека. Как к ней относятся, так она и откликается.

Дед Васютки, человек бывалый, замечает, что с развитием цивилизации человек потерял связь со своими корнями, а значит и с источником жизни. Он считает, что раньше рыба водилась в огромных количествах только потому, что люди жили «как бог прикажет». А сейчас всю живность в реках пугают моторные судна да пароходы. Получается, что вместо благодарности за дары природы, мы хотим все более нещадно эксплуатировать ее ресурсы, оттого и теряем связь с ней связь. Не последнее место она сыграла в судьбе тринадцатилетнего Васютки, когда он затерялся в недрах тайги.

Благодаря хорошему знанию местной географии и законов природы, мальчик смог прожить один в лесу пять дней и не умереть. Помогает и его дружеское отношение к природе. Он с любовью относится к деревьям, к облакам, звездам на небе, к рыбе в воде. Васютка фактически вырос на лоне природы, босым бегая по траве, исследую каждое дерево на наличие плодов, изучая вместе с отцом рыбный промысел. Все эти знания ему пригодились на деле, когда он оказался один на один с бескрайним лесом.

Смышленый мальчишка не растерялся и не потерял самообладания. Природа его не пугала, а наоборот, подсказывала путь к спасению. Многие другие люди запаниковали бы в такой ситуации. Рассказ Виктора Астафьева показывает нам, как важно жить в ладу с природой и уважать ее законы. Мы узнаем, что для выживания в таежных условиях нужно знать лесные приметы и хотя бы элементарно разбираться в лесной флоре и фауне. Васютка умел отличить одну птицу от другой. Он также знал, какая рыба речная, а какая озерная. Именно эти знания не дали ему умереть с голоду и помогли выбраться из тайги.

Позже, то озеро, которое он нашел в лесу, было названо его именем и даже отмечено на карте. По рыбе он определил, что недалеко протекает Енисей, а значит и проходят речные суда. На пятый день мальчика подобрал рыбосборочный катер и доставил домой. Хорошо, что Васюткино путешествие благополучно закончилось. Всем известно, что тайга «хлипких не любит», а значит, герой Астафьева оказался на поверку сильной личностью.

Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» — Вася Шадрин, сын рыбака. Его отец, Григорий Афанасьевич, вместе со своей бригадой ловил рыбу на Енисее. Порой рыбакам приходилось уплывать далеко дома, чтобы получить хороший улов. В одном из таких походов в низовья Енисея вместе с Григорием Афанасьевичем отправилась вся семья: жена, сын Васютка и отец, старый рыбак, дед Афанасий.

В одном из мест рыбаки решили пристать к берегу и организовать стоянку. В этом месте сохранилась старая избушка, в которой и поселилась вся бригада. Васютка без дела не сидел, он стал ходить в тайгу за кедровыми орехами, которые по вечерам любили щелкать рыбаки.

Однажды, в самом конце лета, Васютка, как обычно, отправился за орехами. С собой он взял ружье и краюшку хлеба. Раньше ему не попадалась серьезная дичь в тайге, но в этот раз мальчик, уже набравший мешок орехов, наткнулся на крупного глухаря. Васютке удалось ранить птицу, и он бросился за ней в погоню. Когда глухарь ослабел, Васютка выстрелил повторно и убил птицу.

Он порадовался успеху и уже предвкушал, как вернется домой с добытым глухарем, когда понял, что заблудился. Обычно он ориентировался в тайге по засечкам на деревьях, но в погоне за раненой птицей он далеко отклонился от привычных маршрутов и не смог найти знакомые засечки.

Долго плутал Васютка по тайге. У него были с собой спички, ружье и немного соли, поэтому голод и холод мальчику не грозили. Самым главным для него было выйти к Енисею.

В один из дней он наткнулся на маленькое озеро в тайге и с удивлением обнаружил, что в нем много крупной рыбы. Васютка стал думать, откуда в озере могла взяться промысловая рыба, и вспомнил, что такое бывает, когда озеро является проточным и из него вытекает речка. Если это так, речка могла привести его к Енисею.

Мальчик стал искать речку и обнаружил, что маленькое озеро соединяется с гораздо большим по размеру озером, в котором тоже было много рыбы. По косвенным признакам Васютка определил, что в озере есть течение. Вскоре он нашел и речку, вытекающую из озера.

Идя вдоль берега речки, Васютка сумел выйти к Енисею, где его подобрали рыбаки. От них он узнал, что стоянка бригады его отца находится в шестидесяти километрах выше по течению. Рыбаки доставили мальчика к родителям, которым он рассказал о своих скитаниях и о большом озере, богатом рыбой.

Через несколько дней отец Васютки вместе с бригадой добрался до этого озера и удостоверился, что в нем действительно выгодно вести промысел рыбы. А озеро рыбаки прозвали Васюткиным. Так оно с тех и обозначается на картах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Васюткино озеро» заключается в том, что в критических ситуациях нельзя паниковать, необходимо спокойно и хладнокровно искать пути к спасению. Васютка, заблудившись в тайге, не растерялся. Он грелся у костра, охотился на птиц, питался кедровыми орехами и искал путь к Енисею. Обнаруженное мальчиком проточное озеро помогло мальчику выбраться из тайги и вернуться домой.

Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным. Только наблюдательность Васютки позволила ему найти озеро в тайге, и эта находка спасла ему жизнь.

В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Васютка, который не только выжил один в тайге, но и нашел озеро, богатое рыбой.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Васюткино озеро»?

Тайга, что море, кто ее не знает, тому горе.
На ловца и зверь бежит.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Удача — спутник смелого.

В. П. Астафьев - один из интереснейших представителей русской советской литературы. Его не зря называли мерилом совести и нравственности нашей современности. война, жизнь деревни, экология души и совести, культуры и человечности - вот круг тех вопросов, тех проблем, которые поднимались писателем в его произведениях. Всё, что им написано, отличается искренней тревогой за наш мир, за чистоту сердец и искренность помыслов, за то, чтобы люди прониклись чувством ответственности друг перед другом и собой, ощутили связь с родной землёй, отчим краем, малой родиной, почувствовали зов предков. Чтобы каждый из нас ясно понимал: здесь, в этой жизни, мы не странники-временщики, а звенья в бесконечной цепи человечества. И живём на одной планете, и дети одной матери - Природы.

История создания

Не случайно свой рассказ назвал Астафьев «Васюткино озеро». Ведь далеко не каждый герой, особенно если он маленький мальчик, удостоится столь высокой чести. А вот Васютка заслужил! Произведение носит ярко выраженный автобиографический характер. Выросло оно из небольшого школьного сочинения, в котором тогда ещё ученик Астафьев рассказал о приключении, которое с ним произошло. Ведь будучи семилетним ребёнком, он часто выходил с отцом на рыбную ловлю для артели. Да и вообще очень многое знал о тайге, о её характере, хитростях и повадках от дедушки и бабушки, отца. Потому и случай этот не забыл Астафьев. «Васюткино озеро» из ученической работы переросло в интереснейший рассказ о том, как в самых непредвиденных ситуациях следует сохранять присутствие духа.

Почему мальчику удалось спастись, да ещё и удивительный уголок леса открыть? Потому что не забыл уроков, преподанных ему старшими, не впал в страх и унынье, прочитал «тайную книгу тайги». Астафьев «Васюткино озеро» с тем и написал: поведать людям о первозданной красоте родных мест, о доброте и мудрости природы, строгой справедливости её к людям.

Основная идея произведения

Вспоминая и рассматривая своё детство уже глазами взрослого, умудрённого опытом человека, писатель так хотел рассказать об озере, чтобы души читательские пришли в трепет, чтобы могли ярко и живо представить себе его и чудную поляну в лесу. Как художник точными, гениальными мазками творит картину, так и Астафьев Васюткино озеро описывает мастерски подобранными словами. Свою писательскую задачу видел он в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть». Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» - путеводные звёзды, помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины. В этом заключается идейный смысл рассказа.

Природа и человек в рассказе

Двух главных героев вывел в своём произведении Астафьев. «Васюткино озеро», содержание которого мы рассматриваем - это Причём природа - не фон или театральная декорация. Это особый мир, живущий по своим законам. И он проверяет истинную определяет, кто на что способен. Природа заставляет Васютку пройти испытания, в результате которых он закалился, стал сильнее и человечнее. Именно природа даёт возможность мальчику лучше оценить любовь и заботу матери, семьи, близких. Она пугает, запутывает, грозит, но и подсказывает, приоткрывает завесы. Главное - увидеть, подметить, понять, а для этого должны быть зоркими и чуткими не только глаза и слух, но и сердце. Так считает Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро» - рассказ философский, современная притча, раскрывающая сложные, многогранные отношения человека и природы, а также бесконечный космос внутри нас самих. Читайте Астафьева, ведь через его произведения, как и пушкинские, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».