Когда был написан рассказ лапти. Русский характер в изображении И.А

Рассказ Бунина «Лапти» читать полностью можно у нас на сайте. Он был написан в 1924 году, когда писатель жил за границей. В произведении автор поднимает насущные темы человечности, нравственности, чувства долга и самопожертвования.

Рассказ знакомит с историей, случившейся в одном из селений. Тяжело заболевает маленький мальчик - сын барина. В лихорадочном бреду он просит принести ему красные лапти, о которых он так долго мечтал. На улице стоит ненастная погода - метёт метель, дует сильный ветер. Но Нефёд - барский слуга, решает исполнить просьбу мальчика и отправляется в соседнее селение. Вместе с лаптями он должен был принести и лекарство, которое может помочь выздороветь ребёнку. Но на обратном пути Нефёд заблудился в непроглядной метели и погибает, так и не дойдя до дома. За пазухой у него были лапти и фуксин, которые, возможно, и спасли мальчика. Финал рассказа остался открытым, читатель сам додумывает развязку истории. Но смерть Нефёда помогает спастись новосельским мужикам, которые также заблудились во время непогоды. Они нашли мёртвого Нефёда у дороги, которая и стала их спасением. В своём произведении Бунин показывает самоотверженный поступок простого человека ради спасения ребёнка. В рассказе «Лапти» только у Нефёда есть имя, именно он главный герой, который пожертвовал своей жизнью. Писатель уделяет внимание всем мелочам, звукам, цветам. Читая произведение, читатель становится соучастником событий. Он может легко представить себе происходящее. Использование цветовых контрастов (белая вьюга, красные лапти) усиливает восприятие картины. Своим рассказом автор показал, что, несмотря на социальное положение, каждый человек должен помогать друг другу.

Скачать полное содержание текста можно бесплатно на нашем сайте.

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
  2. Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
  3. Сам ребёнок – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.
  4. Темы

  • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
  • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Бунин писал рассказ «Лапти» в 1924 году, находясь в эмиграции. Идея данного рассказа – показать не только русский характер и менталитет, но и душу русского человека. Анализ рассказа «Лапти» подтверждает это. Жанр произведения – рассказ, объемом в две страницы, в котором нет места развернутым переживаниям, кажется, что Бунин передавал события сжато, отрывками, как будто это записи из дневника. Такой способ повествования позволяет читателю представить ярче трагичность ситуации, моральное состояние убитой горем матери и подвиг слуги.

Тематика и проблематика рассказа «Лапти»

В данном произведении нельзя выделить какую-то основную тему. Бунин пишет и о долге, чести, нравственности. Но всё же, центральная тема рассказа – человечность, она формирует позицию человека по отношению к обществу. Нравственный порядок и гуманизм.

При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Во время непогоды нездоровится барскому мальчику и в бреду он просит красные лапти. Это его последняя просьба, его мечта. Лапти – последнее, чего он хочет перед смертью, которую предчувствует. Мать уверена, что лапти помогут сыну поправиться. Но погодные условия мешают отправиться за ними, мужа дома нет, ведь идти надо в соседнюю деревню. Бунин детально описывает состояние природы, пейзажные снежные зарисовки - мы можем предположить, что природа и мальчик – единое целое. Но также погода как будто переживала и за слугу. В данном рассказе погода и человек равнозначны. Продолжим анализ рассказа «Лапти» Бунина.

Читателю не ясно, выздоровел ли мальчик, принесли ему лапти, хотя Нефёд отправился за ними. Мать отправила в пургу слугу за желанной обувью. Нефед замерз на обратном пути. Но кульминация происходит в конце рассказа, так как Бунин не раскрыл всей интриги. В этом есть некая особая трагичность. Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер?

Герои рассказа «Лапти»

Нефёд – слуга в барском доме. Он принимает роковое решение отправиться за лаптями. Он видит в них исцеление для мальчишки. Он единственный, кто способен на такой поступок. Нефед не думает о последствиях, трудной и дальней дороге, непогоде. Это образ ключевой в рассказе. Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. Слуга ушел ночью и был найдем мертвым на следующий день. Найдя его с находкой, мужики спасли жизнь и себе. Нефед совершил высокоморальный поступок, бескорыстный и гуманный.

Анализ рассказа «Лапти» Бунина позволяет сделать вывод, что, жертвуя своей жизнью можно спасти другие. Нужно относиться к людям с заботой, уважением и любовью.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ рассказа «Лапти» Ивана Бунина . Посетив наш литературный блог , вы найдете немало полезных и интересных статей.

Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

Ну что, барыня, как? Не полегчало?

Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

Лапти? Что за лапти такие?

А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

Как добывать?

В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: урок-беседа.

Основной вид деятельности: углубленный, основательный анализ текста.

Оборудование:

  • портрет И.А. Бунина, выставка его книг;
  • текст рассказа И.А.Бунина «Лапти», иллюстрации к тексту;
  • словарь литературоведческих терминов И.А. Елисеева, Л.Г. Поляковой;
  • словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Цели урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством И.А.Бунина;
  • Выявить жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя;
  • Развивать умение выделять идейно значимые подробности текста;
  • Формировать мировоззренческую позицию о ценностях личности.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине, и за границей, встречаются самые разнообразные русские характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Мотивация.

Анализируя рассказ «Лапти», мы вглядимся в образ главного героя, выявим сущность его характера и попробуем ответить на вопрос: типичен ли подобный характер для русских людей или он встречается редко.

Особенности жанра.

Какое произведение является рассказом? (Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

В случае затруднения учеников, обратиться к словарю литературоведческих терминов. лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу (на доске – аншлаг).

Чтение рассказа (самостоятельное чтение рассказа, либо прочтение во время урока).

Докажите, что произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга; 4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.

Обмен первичными впечатлениями. Беседа: 1) Кому понравился рассказ? Чем? Какое ощущение осталось у вас после прочтения рассказа «Лапти»? 2) Что произвело впечатление? 3) Какие размышления вызвали изображенные события? 4) О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? 5) О чем мы можем подумать? 6) Какие эпизоды значимы? 7) Что вас привлекает в главном герое?

Целеполагание:

Предлагаю сделать вопрос о смысле названия центральным на сегодняшнем уроке: почему рассказ называется «Лапти», какой русский характер изображен И.А.Буниным?

Анализ текста.

Беседа: – Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

– Какие события изображены в рассказе?

Письменная работа. Набросать план рассказа.

План учителя (на доске, за ширмой):

1) Болезнь ребенка;

2) За лаптями в Новоселки;

3) Ночь ожидания;

4) Зловещий стук в окно.

Проверка письменной работы (плана) учащихся (опросить 2-3 ученика).

– Какое событие самое важное? Почему? (Смерть Нефеда. Предыдущие события подчеркивают опасность решения Нефеда идти в бурю в Новоселки).

– Максимально краткое письменное (или устное) изложение сюжета. (В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

Образ Нефеда.

– Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

  1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;
  2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;
  3. Одевается зипун с подпояской.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

– Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут (на доске – аншлаг).

– Нефед знал, что может погибнуть. Но пошел. Может быть, ему неудобно было перед барыней отступать от своих слов «Надо добывать»? (Нет. Сознавая опасность, он решительно уходит из дома: «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун… и вышел вон…»).

– Разговор Нефеда с барыней шел лишь о дороге вперед. По возвращении ветер будет дуть в лицо. Неслучайно, ожидая Нефеда, в доме решили, что «значит, ночевать остался… Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда». Он же не стал ждать, поторопился назад.

Докажите, что на обратном пути буря неслась ему навстречу. (Нашли Нефеда «всего забитого снегом»).

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

– Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь – неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» – когда люди дороги ему больше его жизни).

– Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

1) Даже погибнув, Нефед добыл лапти ребенку; 2) смерть Нефеда явилась спасением для заблудившихся новосельских мужиков.

1) Бунин нигде в тексе не называет Нефеда ни слугой, ни крепостным. В конце рассказа он использует слово «человек», и не в том значении, в котором помещики обращались к слугам, а в полном значении этого слова: «…подняли тело – оказалось, знакомый человек».

2) Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах».

Вспоминаем определение гиперболы, в случае затруднения учащихся, обращаемся к словарю литературоведческих терминов. (Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления).

«Тело его нашли в двух шагах от хутора». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.

Позиция автора видна и в именах, которые носят его герои. (Только Нефеду автор дал имя собственное в рассказе. Хозяйка дома названа барыней, матерью, хозяин – мужем, у ребенка даже не указан пол, другие слуги обозначены только глаголом «решили»: «Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес»).

Бунин поставил образ Нефеда над всеми персонажами его рассказа, превознося его человеческую сущность, его чистую, верную душу.

Идейное содержание рассказа.

– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

– Типичен ли данный характер для русских людей? (Мини-дискуссия).

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И.А. Бунина.

В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

2) Выразительность языка;

3) Недоговоренность.

Обобщение учителя.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Обобщающие вопросы.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь целей урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

4) Когда-нибудь захотели бы еще прочесть рассказ «Лапти» И.А.Бунина?

А домашнее задание даст вам возможность еще раз вчитаться и вдуматься в строки рассказа Бунина, который всегда обращается к чувствам и душе человека.

Домашнее задание.

Дать письменные ответы на вопросы (можно по выбору).

1) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему?

2) Почему Бунин не говорит, выздоровел ли ребенок, ради которого погиб Нефед?

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».