Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы. Формирование начал экологической культуры дошкольников определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии о

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность . В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов – все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв.

Нарастает беспокойство о наших “соседях по планете” – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью квалификационной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников, его реализация в процессе изучения курса “Окружающий мир”, и социально-педагогические проблемы связанные с этой темой.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Провести анализ объема и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса“Окружающий мир” и их использования в практической деятельности.
3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе “Окружающий мир”, обобщить имеющийся опыт.
4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.
5. Выявить проблематику социально-педагогического, экологического воспитания и образования младших школьников.

Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.Основная цель экологического воспитания : научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Один из видов работ – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжаются и на уроках технологии, ИЗО, когда ребенок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано.

Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе нет пришкольного участка, где ребенок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.

Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями.
Создавая приближенные условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений.
Чтобы эта работа принесла желаемые плоды, учитель сам должен обладать определенным запасом знаний.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе.
Провожу консультации на темы: “Природа и дети”, “Охрана природы”, “Выходной день в лесу, на реке”, “Как ухаживать за животными дома” и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: “Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе”,
“Значение игры в воспитании у детей интереса к природе”, “Живая природа – это удивительный, многогранный мир”, “Природа нам помогает жить, она радует нас, поэтому ее надо беречь” и др.Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях.

Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения.

Для изучения компетенции экологической культуры, мною были использованы экологические проект младших школьников и методы проектов:

  • “Сорные” слова;
  • Дождики;
  • Разведка осенних примет;
  • “Радости и огорчения”
  • “Секретный разговор”
  • “Лес благодарит и сердится”
  • “Жалобная книга природы”.

В моей аттестационной работе, мне бы хотелось остановить свое внимание на каждом из этих проектов. Разъяснить опыт исследования и его реализацию в практической деятельности учителя.

Экология собственного “Я” включает в себя и культуру нашей речи. Речь младших школьников, несмотря на их юный возраст, уже насыщена “сорными” слова. Чем раньше от них избавятся ребята – тем для них лучше.

Представим, что все наши слова – это сказочные растения. Красивые слова, как благоухающие цветы. Плохие, лишние слова– как не красивая, ядовитая сорная трава.

У нас в классе есть место для “клумбы” каждого ученика. Все дети по очереди будут садовником, который высадит на клумбы и красивые и сорные “цветы” своих друзей.

Всем хочется, чтобы “сорных” слов было меньше. Только вот, дело в том, что сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторить в течение дня (двух, трех). Проект завершился праздником посвященный Русскому языку.

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Список используемой литературы.

  1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 2001. – № 1. С. 19–22.
  2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2000 г.
  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 2004. № 6. С. 92–94.
  4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс.яз. – 1993. – № 6.
  5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 2005.
  6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 2004.
  7. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 2006.
  8. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 2000. – № 10. С. 9–11.
  9. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 2000. № 6. С. 63–64.
  10. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-4 классах. // Рад.шк. – 2003.
  11. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. – 2006. № 6. С. 13–14.
  12. Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. – 1999. № 12. С. 98–100.
  13. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 2001.
  14. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 2003.
  15. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 2001. № 6. С. 71–76.
  16. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 2006. – № 6. С. 19–26.
  17. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 2007.
  18. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 2008.
  19. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 2006. № 10–11.
  20. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 2003. № 6. С. 125–127.
  21. Кваша А. В . Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 2004. № 6. С. 84–92.
  22. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. № 6. С. 75–76.
  23. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 2003. № 6. С. 50–52.
  24. Майорова М. Л . Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. – 2002. № 12. С. 60–61.
  25. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. – 2005. № 6. С. 105–106.
  26. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. , НШ. – 1998. № 5.
  27. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 2004. № 6. С. 26–28.
  28. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. – 2001. № 5. С. 45–51.
  29. Симонова Л. П. “Зеленый дом”. // НШ. – 2000. № 6. С. 127–128.
  30. www.rambler.ru
  31. www.yandex.ru

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Научно-педагогические основы экологического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования …………………………………………………………….… 6

1.1 Состояние проблемы в научно-педагогической литературе……………………………………………………………..6

1.3 Пути формирования экологической культуры у младших школьников …………………………………………………………..20

Выводы…………………………………………………………………….21

Глава 2. Опыт организации кружковой работы по формированию экологического образования и воспитания младших школьников в детском объединении «Юный эколог» СЮН. г. Чайковского ……………………………………………………………………..23

2.1.Состояние проблемы на начало опытной работы.……………………………………………………………………..23

2.2 Разработка программы кружка «Юный эколог»………..……..……26

2.4 Результаты опытной работы………………………………………….43

Выводы………………………………………………………………….....45

Заключение ……………………………………………………………………...46

Список использованной литературы ………………………………………..48

Приложение

Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.

«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологическиепредставления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.

Эти проблемы нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г.; «Законе об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.; в программе «Экологическое образование и просвещение населения до 2010 г.»; областной целевой комплексной программе «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Все сказанное выше определило выбор темы исследования: формирование экологической культуры у младших школьников в системе дополнительного образования.

Проблемой нашего исследования (СЮН работает совместно с педагогическим коллективом СОШ № 1) является создание педагогических условий для экологического образования и воспитания школьников в процессе внешкольной деятельности в ходе работы детского объединения «Юный эколог». Все это позволило нам определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи работы.

Объектом исследования является процесс формирования экологического образования и воспитания школьников.

Предметом исследования – влияние экологического образования на развитие экологической культуры младшего школьника.Цель исследования определение системы форм и методов организации образовательного процесса, способствующего развитию экологической культуры и экологического сознания учащихся на занятиях по экологии.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу :

предполагаем, что систематическая работа со школьниками по экологическому образованию и воспитанию в рамках детского объединения «Юный эколог» способствуетформированию экологической и общей культуры учащихся, повышению уровня знаний,углублению мотивации и активизации деятельности, учащихся в природе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :

Рассмотреть состояние проблемы в научно-педагогической литературе;

Раскрыть методы и формы экологического образования и воспитания;

Охарактеризовать детское объединение как средство экологического

образования, воспитания и формирования экологической культуры.

Цель и задачи работы определили ее структуру:

В главе 1 раскрывается состояние проблемы в научно-педагогической литературе, содержание и пути формирования экологической культуры.

В главе 2 показано состояние проблемы, разработана программа детского объединения, обобщены результаты опытной работы.

Исследование проводилось на станции юных натуралистов г. Чайковского Пермской области и в средней общеобразовательной школе №1 (начальное звено).

ГЛАВА 1.

НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕОСНОВЫЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИЛЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" (Коменский, 1989:56).

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике" (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках.

Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.

Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются: урок, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсия.

Основной формой организации процесса обучения естествознанию считается урок. Система уроков дает возможность учителю преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся. Уроки природоведения имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Главной целью современного урока становится не передача знаний от учителя ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности. Главное, чтоб и учитель работал творчески, не используя трафаретность при проведении урока.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как ознакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения были прочувствованы, понятны.

Эти правила начинаются с самого начала курса, когда дети сами отвечают на вопросы: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» «Откуда берется и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» Они сами делают выводы, что можно, а что нельзя, анализируя ситуацию.

Аналогично дети рассуждают и отвечая на вопросы о воде: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Далее работа ведется охватывая мир животных и растений. Начиная с 1-класса я ввожу понятие: «Красная книга Забайкалья», «Красная книга России». Мы пытаемся смоделировать подобную книгу с детьми, на уровне их познаний. Заполняется она по мере изучения разделов: растения, животные, птицы, насекомые. Ее можно дополнять с каждым годом обучения (видеомат-л).

Целесообразно при такой работе использовать интегрированный урок. В курсе уроков чтения (учебник Р.Н.Бунеева) очень много материала для подобных уроков.

Например, можно использовать необычный сюжет сказки «Куда лето прячется». Вывод приводит к неожиданной развязке - лето прячется в почках на деревьях. И дети с интересом обсуждают факт, как сказка обернулась явью.

Так, во втором классе, где неживые, привычные предметы оживают, можно связать воедино уроки чтения, развития речи, природоведения. Дети охотно включаются в игру и начинают фантазировать. Для этого можно использовать начало фразы: «Что со мной случилось бы, если бы я был… (деревцем, листиком, цветком и т.д.)(Приложение).

Работая с текстами Виктора Хмельницкого «Гора», «Снег и скрипка», дети анализируют предметы и явления, которые нас окружают, наблюдают и фантазируют. В результате у них получаются интересные сочинения-миниатюры (см. Приложение).

Такой прием помогает почувствовать единение человека с природой, вживаясь в образ необычного для себя существа, приходит понимание того, что каждый листик, каждая травинка живут своей жизнью, которую необходимо оберегать.

Эту работу я продолжала и на уроках русского языка и изобразительного искусства. Результатом этих уроков становились красочно оформленные детьми рефераты, сочинения соответствующие их уровню развития.(См. приложение)

С возрастом у детей меняется и восприятие окружающего мира. При подготовке рефератов они уже сами стремятся использовать как можно больше дополнительной литературы.

Если, к примеру, во втором классе дети приносят энциклопедию или другую литературу, чтобы показать, какая у них есть книга, то в 4ом классе им важна не сама книга, а тот материал, который в ней содержится. Это очень хорошо отслеживается в таблице (приложение.) Позже я наблюдала за деятельностью детей в старших классах, после открытых уроков учителя отзываются положительно о самоподготовке детей. (видеоматериал) Дети приносят книги, энциклопедии, способствующие более продуктивному усвоению материала.

В 3ем классе с моей точки зрения можно наблюдать самую интересную работу детей, при чем в самых различных направлениях.

Например, подготовку к изучению природной зоны - “Степь” и описание грозы в степи (отрывок из произведения А.П. Чехова) я начинаю с посещения нашего ипподрома. Дети с удовольствием слушают о лошадях, их привычках, знакомство с условиями их содержания, катаются, а затем мы рассматриваем ландшафт ипподрома. Обычно экскурсия приходится на конец осени, и дети хорошо ощущают бескрайность степи - нет ни дерева, ни кустика всюду открытое пространство и только на северо-западе тянется Яблоновый хребет.

Когда же начинается изучение отрывка детям легче понять, почему испугался мальчик, попав в грозу в степи, а также восприятие описания самой степи дается легче. При изучении же природной зоны дети сами называют обитателей степи, устанавливают биоцепочки.

К сожалению, все природные зоны так изучать нет возможности. Но вместо экскурсии на выручку приходят ТСО.

Дети видят гватемальские джунгли, побережье Австралии, красоты Большого Барьерного рифа, могут насладиться зрелищем летнего полярного дня в Арктике, царство Карибу и Медведей гризли. Открывают для себя Индию осенью: тигры, разгуливающие по джунглям, обезьяны, павлины, роскошные банановые и манговые деревья, увидят смышленых обезьян греющихся в горячих вулканических источниках, услышат грозный рев водопада Виктория. Увидят неприступные Гималаи, бескрайную Сахару, несметные стада животных, кочующих по саванне вслед за серенгети и т.д.

Все это постепенно ориентирует детей на то, чтобы их поведение в природе было осознанным и бережным.

Возвращаясь к такой форме деятельности как экскурсия, хочу сразу заметить, что сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Тем не менее она довольно эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Первые задания могут носить характер наблюдений: выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего участка леса. Часто после таких экскурсий у детей возникает желание сделать что-то полезное, чтобы сберечь хоть маленький участок парка. Особый интерес вызывает задание придумать знаки, которые помогли бы сохранить уголок парка или леса (см. приложение).

Позже я выезжала с детьми в пойму р. Кайдаловки за городом. В процессе экскурсии мы не только находили вечнозеленые растения (брусничник и грушанку), не только наблюдали за растительностью луга и леса, но и обращали внимание на то, как нарушались правила поведения в природе. Поскольку экологическая задача ставилась до такого похода-экскурсии - дети захватили с собой мешки для мусора и насколько было в их силах попытались очистить хотя бы небольшую площадь.

Еще одну такую экскурсию мы совершили в парк возле Дома Детского Творчества. И здесь уже дети работали по плану:

1. Насколько уникальна территория

2. Основные проблемы

3. Степень вытоптанности

4. Состояние деревьев, их повреждение

5. Степень загрязнения

6. Проблемы охраны данного уголка.

Вот как оценили дети территорию:

Территория необычна тем, что в центре города сохранились такие большие сосны и их не вырубили. Удивительно, что мы видели дятла у этих деревьев - тоже в центре города. Основные проблемы -это вред, наносимый посетителями: мусорят, выгуливают собак. Часть территории вытоптана - трава не растет совсем или очень маленькая. Деревья - не повреждены, а кустарники встречаются с поломанными ветками. Часть территории загрязнена посетителями. Территорию нужно охранять и соблюдать правила посещения природных уголков каждому человеку. Тогда этот парк будет не только чистым, но и красивым. Здесь будет приятно гулять и отдыхать.

Одна из сложностей при обучении и воспитании экологически культурной личности - это умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем.

Дети еще не осознают масштабности окружающего мира и иногда затрудняются прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. И здесь на помощь приходит игра.

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Таким образом, игра - модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления создает мотивацию к обучению.

Вот пример, как игровой момент помогает установить причинно-следственную связь.

1кл. Фрагмент урока природоведение тема: деревья хвойные и лиственные

Уч. Посмотрите ребята кто пришел к нам в гости?

1 Уч. Хрюша.

2 Уч. Это Хрюша, он из передачи “спокойной ночи малыши”

Уч-ль: верно Молодцы, узнали!

А теперь посмотрите: Хрюша гулял в лесу и принес нам веточку из леса.

1Уч: Какая красивая, листики зелененькие.

2Уч: А зачем ее хрюша сорвал?

Дереву же больно!

Уч-ль: А почему ты думаешь что дереву больно?

2Уч: А как же? Оно ведь живое!

3Уч: Нельзя ломать ветки! Вот если бы у нас руки ломали…

Уч-ль: Но ведь ветка такая красивая!

2Уч: Ну и что? Она будет смотреться в лесу.

3Уч: Можно же ее сфотографировать. А если 100 человек придет. И каждый по веточке отломит?

Уч-ль: А что же, правда, может случится, если каждый гуляющий будет ветки ломать?

2Уч: Вместо леса будут палки или прутики торчать.

Уч-ль: А если леса не будет…

1Уч: Там же звери живут - где тогда им свои домики делать?

2Уч: А вдруг у мамы - птички, маленькие дети, они могут погибнуть.

3Уч: А еще деревья нам очищают воздух, а если леса не будет мы можем задохнуться…

При изучении нового материала можно использовать и занимательный момент, и игровой момент, и сюжетно-ролевую игру (см. видеом-л).

Курс программы А.А.Плешакова построен так, что каждый последующий год логически продолжает изученное в предыдущем на более глубоком уровне. Важная задача курса - преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы как в своем крае, так и в родной стране. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

  • экскурсии в природу;

Если вы думаете на год вперёд - сейте зёрна,

Если вы думаете на 10 лет вперёд - сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперёд - воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Используемые источники:

1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.- 1989, № 5, С. 25-27.

2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.-1988, № 8, C. 40-46.

6. Морозова Е. Е. Психолого - педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. // Начальная школа, - 2002, № 7, с. 35-38.

8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. - Калуга: Изд - во КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2007. - 224 с.

9. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э Циолковского. 2005. - 218 с.

10. Сеть Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры младших школьников. »

Петрова Ольга Харлампьевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДТТО «Дружба»

г. Новый Уренгой ЯНАО

Формирование экологической культуры младших школьников.

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность»

И.Д.Зверев

Первоосновой формирования экологических знаний, экологической культуры, экологического мышления является начальная школа. Обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, учитывать возрастные особенности младших школьников. Чувство красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик. В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво, связано с привлекающими внимание событиями. Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Экологически культурная личность предполагает наличие у человека активной жизненной позиции. Экологическая компетентность - знание экологических законов, правил и норм, принципов поведения в окружающей среде, которые удержат их от экологически аморальных поступков, направят на природоохранную деятельность. Именно через систему подготовки граждан с высоким уровнем экологического сознания и культуры на основе новых критериев оценки взаимоотношений человечества и природы можно найти выход из глобальных экологических проблем.

В статье «Формирование экологической культуры» С.В. Лескова говорит о том, что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя её частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Ещё не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. Выделяют три уровня формирования экологической культуры.

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца…) В этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. Сформированностью экологической культуры ребёнка младшего школьного возраста на втором уровне являются следующие показатели:

    ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо - плохо;

    с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

    эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;

    старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;

    проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;

    пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, её ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

На этом уровне личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:

    анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния;

    сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;

    действительной заботой о представителях растительного и животного мира;

    использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

    воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям:

    соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

    выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;

    ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

    доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

В работе по формированию экологической культуры я выделяю следующие направления работы:

    познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

    познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);

    практическое направление работы (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц);

    исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

На занятиях я использую следующие формы работы:

    наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

    экскурсии в природу;

    беседы, доклады, экологические праздники;

    проекты, исследовательские работы;

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.

Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Используемые источники:

1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, № 5, С. 25-27.

2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, № 8, C. 40-46.

3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

4. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников//Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.

5. Кропочева Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. //Начальная школа,- 2002, № 1,с.57-63.

6. Морозова Е. Е. Психолого – педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. // Начальная школа, - 2002, № 7, с. 35-38.

7. Утков П. Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа, № 8, с. 12-16.

8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд – во КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2007. – 224 с.

9. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э Циолковского. 2005. – 218 с.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Младший школьный возраст является наиболее благопри­ятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характе­ризующийся преобладанием эмоционально-чувственного спо­соба освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущ­ность в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети - экологическая.

Что такое экология? Экология - это (греч. «йокос»- дом, жилище, родина, «логос» - понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

Воспитание в широком смысле слова - процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Обучение - процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением. Экологическое воспитание - воздействие на сознание людей в процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры, экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.
  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

  1. экологические знания;
  2. понимание, что природа является источником жизни и красоты;
  3. богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
  4. ответственность за её сохранение;
  5. способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
  6. глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.

Систему экологического образования составляют звенья:

  1. экологическое воспитание в семье.
  2. экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
  3. экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).
  4. экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание , в которое существенный вклад вносят естественно - научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым».

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:

  1. традиционные;
  2. инновационные.

Форма обучения - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.

Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность - заботиться о ней.

Ведущие методы преподавания: н аблюдение, эксперимент, моделирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

  1. экскурсии;
  2. уроки с раздаточным материалом;
  3. практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
  4. самостоятельные наблюдения детей.

Важный аспект в воспитании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.

Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.