Примерами идеализированных объектов являются. Методы построения и исследования идеализированного объекта

мысленная конструкция результата идеализации; в познании, как правило, рассматривается в единстве с другими подобными конструкциями (система идеальных объектов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического и эмпирического знания. Обозначает мысленную конструкцию, которая создается посредством идеализации и связано с введением в содержание образуемого понятия признаков, в принципе не могущих принадлежать его денотату (отсутствие размеров у такого И.О., как "математическая точка", например, или отсутствие трения при движении по "абсолютно гладкой поверхности"). Мысленный эксперимент над И.О. и их системами позволяет зафиксировать закономерности, недоступные при изучении реальных объектов в многообразии их эмпирических свойств. Развитие представлений об И.О. в той или иной науке свидетельствует об определенном уровне ее теоретичности, выявленности эмпирического арсенала средств познания. Если в геометрии, физике применение И.О. в основном сформировано, то в науках социогуманитарного цикла оно фактически берет свое начало с рубежа 19-20 вв. Большой вклад в развитие этой тенденции внесли работы М. Вебера, в которых дается представление об идеальном типе - теоретической мысленной конструкции, необходимой науке как масштаб, с которым можно соотнести реальность. Тенденция развития науки такова, что И.О. разной степени общности все чаще применяются в процессе познания, актуализируя методологические проблемы обоснования их статуса и функций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Обнаружение устойчивых связей и зависимостей является только первым этапом в процессе научного познания явлений действительности. Необходимо объяснить их основания и причины, выявить сущность явлений и процессов. А это возможно лишь на теоретическом уровне научного познания. К теоретическому уровню относят все те формы познания, в которых в логической форме формулируются законы и другие всеобщие и необходимые связи объективного мира, а также получаемые с помощью логических средств выводы, и вытекающие из теоретических посылок следствия. Теоретический уровень представляет собой различные формы, приемы и этапы опосредованного познания действительности.

Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости от выполняемых ими функций можно разбить на две группы. Первая группа - методы и формы познания, с помощью которых создается и исследуется идеализированный объект, представляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чистом» виде. Вторая группа - методы построения и оправдания теоретического знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в результате статус теории.

К методам построения и исследования идеализированного объекта относятся: абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование.

А) Абстрагирование и идеализация. Понятие идеализированного объекта

Известно, что всякая научная теория изучает либо определенный фрагмент действительности, определенную предметную область, либо определенную сторону, один из аспектов реальных вещей и процессов. При этом теория вынуждена отвлекаться от тех сторон изучаемых ею предметов, которые ее не интересуют. Кроме того, теория часто вынуждена отвлекаться и от некоторых различий изучаемых ею предметов в определенных отношениях. С точки зрения психологии процесс мысленного отвлечения от некоторых сторон, свойств изучаемых предметов, от некоторых отношений между ними и называется абстрагированием. Мысленно выделенные свойства и отношения оказываются на переднем плане, предстают как необходимые для решения задач, выступают в качестве предмета изучения.

Процесс абстрагирования в научном познании не является произвольным. Он подчиняется определенным правилам. Одним из таких правил является соблюдение интервала абстракций. Интервал абстракций – это пределы рациональной обоснованности той или иной абстракции, условия ее «предметной истинности» и границы применимости, устанавливаемые на основе информации, полученной эмпирическими или логическими средствами. Интервал абстракции зависит, во-первых, от поставленной познавательной задачи; во-вторых, то, от чего отвлекаются в процессе постижения объекта, должно быть посторонним (по четко оговоренным критерием) для конкретного объекта, подвергающегося абстрагированию; в третьих, исследователь должен знать, до какого предела данное отвлечение имеет законную силу.

Метод абстрагирования предполагает при исследовании сложных объектов производить концептуальную развертку и концептуальную сборку объектов. Концептуальная развертка означает отображение одного и того же исходного объекта исследования в разных мысленных плоскостях (проекциях) и, соответственно, нахождение для него множества интервалов абстракций. Так, например, в квантовой механике один и тот же объект (элементарная частица) может быть попеременно представлен в рамках двух проекций: то, как корпускула (в одних условиях эксперимента), то, как волна (в других условиях). Эти проекции логически несовместимы между собой, но лишь взятые вместе они исчерпывают всю необходимую информацию о поведении частиц.

Концептуальная сборка – представление объекта в многомерном познавательном пространстве путем установления логических связей и переходов между разными интервалами, образующими единую смысловую конфигурацию. Так, в классической механике одно и то же физическое событие может быть отображено наблюдателем в разных системах в виде соответствующей совокупности экспериментальных истин. Эти разные проекции, тем не менее, могут образовывать некое концептуальное целое благодаря «правилам преобразования Галилея», регулирующим способы перехода от одной группы высказываний к другой.

Абстрагирование как важнейший прием познавательной деятельности человека широко применяется на всех этапах научно-познавательной деятельности, в том числе и на уровне эмпирического познания. На его основе создаются эмпирические объекты. Как отмечал В.С.Степин, эмпирические объекты представляют собой абстракции, фиксирующие признаки реальных предметов опыта. Они являются определенными схематизациями фрагментов реального мира. Любой признак, «носителем» которого является эмпирический объект, может быть найден у соответствующих ему реальных предметов (но не наоборот, так как эмпирический объект репрезентирует не все, а лишь некоторые признаки реальных предметов, абстрагированные из действительности в соответствии с задачами познания и практики). Эмпирические объекты составляют смысл таких терминов эмпирического языка, как «Земля», «провод с током», «расстояние между Землей и Луной» и т. д.

Теоретические же объекты, в отличие от эмпирических, являются не просто абстракциями, а идеализациями, «логическими реконструкциями действительности». Они могут быть наделены не только признаками, которым соответствуют свойства и отношения реальных объектов, но и признаками, которыми не обладает ни один такой объект. Теоретические объекты образуют смысл таких терминов, как «точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. д.

В логико-методологических исследованиях теоретические объекты называют иногда теоретическими конструктами, а также абстрактными объектами. Объекты такого рода служат важнейшим средством познания реальных предметов и взаимоотношений между ними. Они называются идеализированными объектами, а процесс их создания - идеализацией. Таким образом, идеализация есть процесс создания мысленных, не существующих в действительности объектов, условий, ситуаций посредством мысленного отвлечения от некоторых свойств реальных предметов и отношений между ними или наделения предметов и ситуаций теми свойствами, которыми они в действительности не обладают или не могут обладать, с целью более глубокого и точного познания действительности.

Создание идеализированного объекта необходимо включает в себя абстрагирование - отвлечение от ряда сторон и свойств изучаемых конкретных предметов. Но если мы ограничимся только этим, то еще не получим никакого целостного объекта, а просто уничтожим реальный объект или ситуацию. После абстрагирования нам нужно еще выделить интересующие нас свойства, усилить или ослабить их, объединить и представить как свойства некоторого самостоятельного объекта, который существует, функционирует и развивается согласно своим собственным законам. А это достигается в результате использования метода идеализации .

Идеализация помогает исследователю выделить в чистом виде интересующие его стороны действительности. В результате идеализации объект приобретает свойства, которые в эмпирическом опыте не востребованы. В отличие от обычного абстрагирования идеализация делает упор не на операции отвлечения, а на механизм пополнения . Идеализация дает абсолютно точный конструкт, мысленную конструкцию , в которой то или иное свойство, состояние представлены в предельном , наиболее выраженном виде . Творческие конструкты, абстрактные объекты выступают в роли идеальной модели .

Почему необходимо в познании использовать абстрактные объекты (теоретические конструкты)? Дело в том, что реальный объект всегда сложен, в нем переплетаются значимые для данного исследователя и второстепенные свойства, необходимые закономерные отношения затемняются случайными. Конструкты, идеальные модели - это объекты, наделенные небольшим количеством специфических и существенных свойств, имеющих относительно простую структуру.

Исследователь, опираясь на сравнительно простой идеализированный объект, дать более глубокое и полное описание этих сторон. Познание движется от конкретных объектов к их абстрактным, идеальным моделям, которые, становясь все более точными, совершенными и многочисленными, постепенно дают нам все более адекватный образ конкретных объектов. В этом повсеместном использовании идеализированных объектов состоит одна из наиболее характерных особенностей человеческого познания.

Следует отметить, что идеализация используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Объекты, к которым относятся научные высказывания, всегда являются идеализированными объектами. Даже в тех случаях, когда мы пользуемся эмпирическими методами познания - наблюдением, измерением, экспериментом, результаты этих процедур непосредственно относятся к идеализированным объектам, и лишь благодаря тому, что идеализированные объекты на этом уровне являются абстрактными моделями реальных вещей, данные эмпирических процедур можно относить к действительным предметам.

Однако роль идеализации резко возрастает при переходе от эмпирического к теоретическому уровню научного познания. Современная гипотетико-дедуктивная теория опирается на некоторый эмпирический базис - совокупность фактов, которые нуждаются в объяснении и делают необходимым создание теории. Но теория не является простым обобщением фактов и не может быть выведена из них логическим путем. Для того чтобы оказалось возможным создание особой системы понятий и утверждений, называемой теорией, сначала вводится идеализированный объект, представляющий собой абстрактную модель действительности, наделенную небольшим количеством свойств и имеющую относительно простую структуру . Этот идеализированный объект выражает специфику и существенные черты изучаемой области явлений. Именно идеализированный объект делает возможным создание теории. Научные теории, прежде всего, отличаются положенными в их основу идеализированными объектами. В специальной теории относительности идеализированным объектом является абстрактное псевдоевклидово четырехмерное множество координат и мгновений времени, при условии, когда отсутствует поле тяготения. Для квантовой механики характерен идеализированный объект, представляемый в случае совокупности п частиц волной в п-мерном конфигурационном пространстве, свойства которой связаны с квантом действия.

Понятия и утверждения теории вводятся и формулируются именно как характеристики ее идеализированного объекта. Основные свойства идеализированного объекта описываются системой фундаментальных уравнений теории. Различие идеализированных объектов теорий приводит к тому, что каждая гипотетико-дедуктивная теория имеет свою специфическую систему фундаментальных уравнений. В классической механике мы имеем дело с уравнениями Ньютона, в электродинамике - с уравнениями Максвелла, в теории относительности - с уравнениями Эйнштейна и т.п. Идеализированный объект дает интерпретацию понятий и уравнений теории. Уточнение уравнений теории, их опытное подтверждение и коррекция ведут к уточнению идеализированного объекта или даже к его изменению. Замена идеализированного объекта теории означает переинтерпретацию основных уравнений теории. Ни одна научная теория не может быть гарантирована от того, что ее уравнения рано или поздно не подвергнутся переинтерпретации. В одних случаях это происходит сравнительно быстро, в других - спустя длительное время. Так, например, в учении о теплоте первоначальный идеализированный объект - теплород - был заменен другим - совокупностью беспорядочно движущихся материальны точек. Иногда модификация или замена идеализированного объекта теории существенно не изменяет вида ее фундаментальных уравнений. В таком случае нередко говорят, что теория сохраняется, но изменяется ее интерпретация. Ясно, что говорить так можно лишь при формалистическом понимании научной теории. Если же под теорией мы понимаем не только определенные математические формулы, но и определенную интерпретацию этих формул, то смена идеализированного объекта должна рассматриваться как переход к новой теории.

I. Структурные элементы теории

Лекция II. Структура и функции научной теории

В. Религиозное знание

Б. Художественное \ эстетическое знание

А. Обыденное знание

2. Злокачественное ненаучное знание = псевдонаучное знание (= псевдознание) – все разновидности заблуждений, облачённых в наукообразную форму и претендующих на научность.

Разновидности злокачественного ненаучного знания :

а. Лженаука – любое учение, претендующее на развитие или даже переворот в той или иной отрасли традиционной науки, являющееся в действительности результатом принципиальной ошибки или сознательного искажения фактов, повлекших за собою цепь ложных умозаключений. (Древние лженауки: астрология, хиромантия, нумерология, алхимия…; современные лженауки: дианетика, уфология…).

б. Паранаука – совокупность околонаучных знаний, претендующих на научность; паранаука активно использует научную терминологию, некоторые приёмы научной аргументации, имитирует научную стилистику и способы подачи материала, но, в то же время, имеет дело не с реальными вещами, а с фикциями. Отличительная черта паранауки в том, что она не имеет предмета своего исследования.

в. Квазинаука (лат.quasi –нечто, вроде, как бы) – метод интерпретации естественнонаучных и гуманитарных знаний, способствующий теоретическому обоснованию идеологии господствующих политических сил, классов, носитель которого пользуется покровительством и поддержкой этих сил. Примеры: социал-дарвинизм в фашистской Германии, постмодернизм как современная квазифилософия вестернизации (западный вариант глобализации), праксиология (учение о человеческой деятельности), как квазинаучный базис неолиберальной экономической доктрины и др.


Любая научная теория – есть единство мышления и практики, результат диалектического снятия их противоположности . Именно поэтому не имеют смысла утверждения, согласно которым, та или иная теория «потерпела провал на практике». Можно сказать, что всякая подлинная теория представляет собою практику мышления , его непосредственное, деятельное приложение.

Кроме того, теория – это целостная развивающаяся система истинного знания , которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций .

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

Идеализированный объект – это абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, в физике: «абсолютно черное тело», «идеальный газ»; в философских учениях об обществе, в частности в социально-политическом учении Томаса Гоббса – «эгоистичный человек-атом»).

Идеальный тип – мысленно скон­струированные образования как вспомогательные средства, про­дукт синтеза определенных понятий (Например, в медицине идеальным типом выступает любой диагноз , под который подводится реальное состояние конкретного человека; или в психологии идеальными типами выступают разновидности темпераментов, акцентуации личности и т.п.). Иначе говоря, идеальный тип – это система понятийных средств («идея-синтез»), обобщающая определённый объём общих по своему происхождению явлений.

3) логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и уточнение знания.

Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих фиксированным и ограниченным набором признаков. Идеализированные объекты, в отличие от эмпирических, наделены признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

Познание - это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.Познание делит мир на две части:- на объект (в переводе с латинского - противопоставлять себе);- на субъект (в переводе с латинского - лежащий в основе).

Субъект познания - глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой - все социальное целое.Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.Объект познания - это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту - это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:- объект познания - это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;- предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек - это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Объективизм - направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

Субъективизм - учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

Идеализированный Объект

Понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического и эмпирического знания. Обозначает мысленную конструкцию, которая создается посредством идеализации и связано с введением в содержание образуемого понятия признаков, в принципе не могущих принадлежать его денотату (отсутствие размеров у такого И.О., как “математическая точка”, например, или отсутствие трения при движении по “абсолютно гладкой поверхности”).

Мысленный эксперимент над И.О. и их системами позволяет зафиксировать закономерности, недоступные при изучении реальных объектов в многообразии их эмпирических свойств.

Развитие представлений об И.О. в той или иной науке свидетельствует об определенном уровне ее теоретичности, выявленности эмпирического арсенала средств познания. Если в геометрии, физике применение И.О. в основном сформировано, то в науках социогуманитарного цикла оно фактически берет свое начало с рубежа 19-20 вв. Большой вклад в развитие этой тенденции внесли работы М. Вебера, в которых дается представление об идеальном типе – теоретической мысленной конструкции, необходимой науке как масштаб, с которым можно соотнести реальность. Тенденция развития науки такова, что И.О. разной степени общности все чаще применяются в процессе познания, актуализируя методологические проблемы обоснования их статуса и функций. А.И. Лойко

Идеализированный Объект

Идеализированный Объект

Субъект И Объект (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе и objectum...

Идеализированный Объект

(от греч. idea - образ, идея) - объект, мыслимый в понятии, образованном посредством идеализации. Напр., в науке такими объектами выступают материальная точка, идеальная жидкость, абсолютно твердое тело, идеальный газ, абсолютно черное тело и др., являющиеся компонентами соответствующих физических теорий. Введение такого рода фиктивных, несуществующих и неосуществимых в действительности объектов в качестве предмета научного исследования допускается потому, что, являясь предельными случаями определенных реальных объектов, они служат основой для построения теоретических моделей, которые в конечном счете оказываются способными описывать закономерности реальной действительности. В последнем обстоятельстве следует усматривать и критерий, отличающий плодотворные, научно обоснованные идеализации от пустых фикций.

Идеализированный Объект

Идеализированный Объект - мысленная конструкция результата идеализации; в познании, как правило, рассматривается...

Субъект И Объект (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе и objectura...

Идеализированный Объект

Мысленная конструкция результата идеализации; в познании, как правило, рассматривается в единстве с другими подобными конструкциями (система идеальных объектов).

Идеализированный Объект (от греч. idea - образ, идея) - объект, мыслимый в...

Идеализированный Объект - понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического...

Объект 1. В собственно философском смысле сущность вне субъективных ощущений, вещь..

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.

Предмет философии, её основные функции.

Место философии в системе культуры.

Античная философия, её специфические особенности.

Философия Сократа.

Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм. Устройство вселенной по Платону

Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Теоцентризм философии средних веков

Философия Ф. Аквинского.

Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.

Теория познания И. Канта.

Этика И. Канта.

Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Человек, природа и общество в философии французского просвещения.

Марксистское понимание истории и общества.

Диалектика природы Ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.

Философия жизни Ницше.

Особенности отечественной средневековой философии.

Становление и развитие философии в России XIII в.

Русская материалистическая философия XIX в.

Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).

Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Русский космизм как философия.

Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.

Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.

Проблемы бытия в истории философии.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

(от греч. idea - образ, идея) - объект, мыслимый в понятии, образованном посредством идеализации. Напр., в науке такими объектами выступают материальная точка, идеальная жидкость, абсолютно твердое тело, идеальный газ, абсолютно черное тело и др., являющиеся компонентами соответствующих физических теорий. Введение такого рода фиктивных, несуществующих и неосуществимых в действительности объектов в качестве предмета научного исследования допускается потому, что, являясь предельными случаями определенных реальных объектов, они служат основой для построения теоретических моделей, которые в конечном счете оказываются способными описывать закономерности реальной действительности. В последнем обстоятельстве следует усматривать и критерий, отличающий плодотворные, научно обоснованные идеализации от пустых фикций.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики .Под редакцией А.А. Ивина .2004 .

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

мысленная по-знават.конструкция, являющаяся результатом идеализации. Будучи элементами науч. теории, И. о. служат важнейшими средствами познават. деятельности в науке. Теоретич. утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным объектам, а к И. о. , нознават. деятельность с которыми (мысленный эксперимент. их осмысление в различных теоретич. схемах и моделях) позволяет устанавливать существ. связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всём многообразии их эмпирич. свойств и отношений.

Характер И. о. зависит от степени развитости науч. знания. Выделяют И. о. , которые образуются путём идеализации эмпирич. представлений об объектах. Однако, как правило, введение И. о. связано с возможностью теоретич. анализа изучаемых явлений.

В развитых науч. теориях обычно рассматриваются не отд. И. о. и их свойства, а структуры и системы И. о. При построении и развёртывании теорий И. о. выступают в контексте целостной и вместе с тем внутренне дифференцированной теоретич. модели реальности (напр., «идеальный газ» в контексте его молекулярно-кинетич. модели) .

см. также Теория, Эмпирическое и теоретическое, Абстрактный предмет.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 543-44; Кузнецов И. В., Избр. труды по методологии физики М., 1975 , с. 30-31; С т с? и н В. С., Становление науч теории Минск, 1976 , с. 21-56; Ш в ы p e в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978 , с. 321-22; 324-54.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия .Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов .1983 .

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, составляющий объем понятия, полученного в результате акта идеализации. Примерами таких объектов в науке являются: точ ка, прямая линия - в геометрии; материальная точка - в механике; идеальный газ, абсолютно черное тело - в физике; идеальный раствор - в химии. Введение такого рода фиктивных, несуществующих и неосуществимых в действительности объектов в качестве предмета научного исследования оправдывается тем, что, являясь предельными случаями определенных реальных объектов, они служат основой для построения теорий, которые в конечном счете оказываются способны описать закономерности реальной действительности. Это обстоятельство является вместе с тем критерием, который отличает указанные идеализированные объекты от пустых, бессодержательных фикций.