Реклама


Товары

загрузка...

«Ревизор» (1836)

   Комедия - драматическое произведение, в котором
осмеиваются и разоблачаются отрицательные явления
действительности или какие-либо черты характера
и поступки людей.
   Эффект комического в комедии построен на неузнаваемости, когда
желаемое принимают за действительное, такое несоответствие
разыгрывается на протяжении всего действия, и конец комедии
приводит к неожиданному результату.
   Конфликт в комедии построен по принципу несоответствия желаемого
и действительного.
   Главный смысл пьесы - изобличение чиновничества в его неистребимой
жажде взяточничества. Сам Гоголь через десять лет после
выхода «Ревизора» на сцены театра в своей работе «Развязка «Ревизора
» дал аллегорическое толкование образов комедии: «чиновники -
страсти, ревизор - совесть; Хлестаков - ветреная совесть».
   Автор разбирает образы героев комедии с точки зрения их главной
страсти. Такой «гвоздь, сидящий в голове и составляющий постоянный
предмет мысли у городничего, - страсть к наживе; у судьи -
к псовой охоте; у Бобчинского и Добчинского - страсть переносить
вести». Все чиновники находятся во власти своих страстей, в полной
зависимости от них, и потому дают взятки Хлестакову, воображая,
что таким образом смогут купить свое спокойствие. Они живут в мире
обмана, и сами становятся «олицетворенным обманом». Это мертвые
люди, что символически подчеркнуто в немой сцене, где они застыли
в неподвижных позах...
   Главные герои комедии - это смех и страх. Страх изобличает
неспокойную совесть.    Хлестаков легко вступает в контакт с чиновниками и охотно берет
взаймы деньги, успокаивая их совесть и страх.
   Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии, хотя
авторитетный критик Белинский полагал, что главным героем является
городничий. Впоследствии он изменил свое мнение и признал
первенство Хлестакова - «лгуна и вертопраха».
   Хлестаков. Почему врет Хлестаков? Ю. М. Лотман в своей статье
«О Хлестакове» показывает, что вранье Хлестакова находится в
прямой зависимости от жизни бедного чиновника. Герой беден, он -
чиновник низшего разряда, но при этом легкомыслен и имеет очень
небогатое воображение. «Основа его вранья - бесконечное презрение
к себе самому. Вранье потому и опьяняет Хлестакова, что в
вымышленном мире он может "перестать быть самим собой", отделаться
от себя, статьдругим, поменять первое и третье лицо местами, потому
что сам-то он глубоко убежден в том, что подлинно интересен может
быть "он", а не "я". Хлестаков выдумывает свой мир, в котором он -
первое лицо, ав настоящем он-"канцелярская крыса" - выбирает себе
фантастический мир, но строит его по принципу реального. Если уж
кем-то быть, то обязательно главнокомандующим, если писателем, то
другом Пушкина. Вранье открывает бедность воображения мелкого чиновника:
суп в кастрюльке прямо из Парижа, арбуз стоит 700рублей,
а бутылка рома 100 рублей, плата за квартиру - 800 рублей.
   ...Одна из загадок "Ревизора" - почему глупый и простодушный Хлестаков
водит за нос умного по-своему и опытного в делах городничего?
С именем Хлестакова связано такое понятие, как "хлестаковщина".
   Хлестаков воплощает идею лжи, хлестаковщина - идею прожектерства
и беззастенчивого вранья, целью которого является желание
утвердить и возвысить свою персону в глазах окружающих. Хлестаков
как тип появился в творческом воображении Гоголя, хлестаковщина
как явление отражала реальную действительность в бюрократической
системе государства. Крылов в басне "Бритвы" (1829) очень верно
дал оценку появления такого типа людей на государственной службе:
С умом людей-боятся
И терпят при себе охотней дураков...
   ...Тупица и авантюрист делались двумя лицами николаевской государственности
» (Ю. М. Лотман).

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...