Реклама


Товары

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

   Древнегреческая трагедия, представленная в лице таких корифеев,
как Эсхил, Софокл и Еврипид, яъшпся самым ярким воплощением
греческой мифологии, в которой отразилось сознание древнего народа

Миф в буквальном переводе означает древнее предание,
рассказывающее о жизни богов и героев, но миф
можно рассматривать и как воспоминание о прошлом,
представленном в фантастических для современного
сознания рассказах.

В мифах отразилась система взглядов древних греков на мир,
которая менялась по мере развития греческой цивилизации, но как
бы она ни менялась, неизменным оставалось противостояние человека
каким-то внешним силам. По мнению исследователей, наиболее яркое
противостояние выражалось в конфликте человека и богов, человека
и Судьбы, причем противостояние было всегда трагическим для
человека.
Миф о Прометее. Например, в известном мифе о титане Прометее,
повествующем о борьбе титана и Зевса, победу одерживает Зевс, приказавший
приковать Прометея к скале. Титан терпит невыносимые муки,
но все же в мифе чувствуется превосходство Прометея, так как он совершил
великое дело - добыл с Олимпа огонь для человечества и тем
самым дал ему шанс не погибнуть в темноте и невежестве.
Миф об Эдипе. Другой миф, в котором рассказывается о противостоянии
человека и судьбы, - это миф об Эдипе. Судьба в понимании
древних греков олицетворяла некую слепую силу, и ей необходимо
было подчиняться. Усилия, предпринимаемые человеком для избежания
трагической участи, были, увы, бесполезны. Роковое стечение
обстоятельств, созданное слепой силой, всегда погубит человека.
У фиванского
царя Лая и царицы Иокасты родился сын Эдип.
Оракул предсказал царской чете, что их сын будет причиной их гибели.
Боясь принять смерть от руки сына, царь приказал пастухам
отнести ребенка (предварительно проколов ему сухожилия у лодыжек)
на гору Киферон. Пастух сжалился над младенцем и отдал
его другому пастуху, который отнес мальчика к бездетному царю
Полибу, давшему ему имя Эдип (с опухшими ногами). Эдип вырос
и решил узнать о своем происхождении у дельфийского оракула. Оракул
не дал ответа на поставленный вопрос, а предсказал Эдипу его страшную
судьбу: он станет убийцей своего отца и мужем своей матери. В ужасе
от услышанного Эдип бежит из города, никого не предупредив,
естественно полагая, что царь Полиб и его жена и есть его настоящие
родители. В дороге происходит непредвиденное: не стерпев грубости
неизвестного человека, проезжавшего в повозке, он случайно
убивает его. Этот случайный человек был его отцом. Так сбылось
первое предсказание. Сбылось и второе ...самым непостижимым образом.
Придя в город Фивы, он вступает в интеллектуальный поединок
со Сфинксом и одерживает победу. Таким образом он оказался невольным
спасителем города от тирании чудовища. В благодарность
фиванцы просят его стать царем, к тому времени они уже получили
известие о смерти царя Лая. Эдип женится на царице Иокасте. Ничего
не подозревая, он становится мужем своей матери.
Прошло двадцать счастливых лет, у Эдипа и Иокасты родилось
четверо детей: два сына и две дочери, которые одновременно были
для него братьями и сестрами. И только через двадцать лет обнаружилась
страшная ошибка. Осознав свое чудовищное преступление,
Эдип выкалывает себе глаза и становится слепцом. Иокаста не выдерживает
позора и кончает жизнь самоубийством. Антигона, дочь Эдипа,
сжалившись над своим несчастным отцом, становится его добровольным
поводырем, так как Эдипа, виновника всех несчастий,
выгоняют из города. Он находит свою смерть в Колоне, аттическом
поселении, в священной роще Эвменид.
Противостояние Судьбы и человека породило в античном сознании
подчинение высшему закону. Судьба - это Закон, и противостоять
ему бессмысленно, т. к. Судьба глуха, слепа и уж тем более нема,
она действует бессознательно и безлично. Судьба, Рок - это та Реальность,
которая воспринимается как принцип власти и господства.
Воля богов и Судьба понимаются одинаково. Греческий историк
Геродот писал: «Не может человек отвратить то, что должно свершиться
по божественной воле». Однако даже бог не может избежать
того, что предопределено Судьбой.
Миф о любви Орфея и Эвридики. Красивый миф о любви
Орфея и Эвридики тоже можно рассмотреть с точки зрения противостояния
человека и Судьбы. Древнегреческий герой Орфей своей
волшебной игрой на кифаре завоевал себе бессмертное имя. Его жена
Эвридика, юная нимфа, с которой он был счастлив, умерла от укуса
змеи, и ее душа отлетела в царство Аида.
Орфей был неутешен в горе и решил спуститься в мрачное царство
Аида, чтобы умолять бога мертвых отдать ему живую душу
Эвридики. Игра на кифаре и волшебное пение Орфея смогли смягчить
сердце и перевозчика душ умерших Харона, и сердце самого
царя Аида. Аид по просьбе своей божественной супруги Персефоны
разрешил Эвридике вернуться к Орфею. Но даже личная воля бога
не может противостоять воле Судьбы. Нельзя отменить Закон Судьбы.
Эвридика умерла, и ее душа, побывав в загробном мире, не может
снова обрести человеческий облик. На какой-то миг Орфей ощутил,
что Эвридика снова с ним, но ... увы, оглянувшись, он увидел только
легкую тень, убегавшую от него. Назад Орфей вернулся один и вскоре
трагически погиб - он так и не смог забыть своей Эвридики. Закон
Судьбы невозможно отменить.
Мифы, особенно те, где повествуется о трагическом противостоянии
человека и воли богов, человека и Судьбы, пользовались особенным
вниманием у древнегреческих драматургов (Эсхила, Софокла,
Еврипида). Достаточно перечислить названия трагедий, чтобы
убедиться в этом: Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Эдип-
царь», «Антигона»), Еврипид («Медея», «Ипполит»).

Трагедия - пьеса, в основе которой лежит неразрешимый
конфликт между человеком и богами,
человеком и Судьбой. Конфликт заканчивается гибелью
героя.

Театр. В древней Греции любили театр, точнее, театральные
представления, которые выливались в целые празднества, где должны
были присутствовать все (бедным даже выдавали денежное пособие
на посещение театра). Больше всего сведений осталось об афинском
театре. Он располагался на склоне Акропольского холма и по
форме напоминал современный стадион на 15 тыс. зрителей.
Театральная площадка называлась орхестрой. В трагедии участвовал
всего один актер (позднее было больше - 2-3), меняющий на
протяжении всего спектакля маски, и хор. Присутствие хора было
обязательным. Хор выполнял очень важную функцию - он комментировал
происходящие на сцене действия, давал им оценку, выступал
в роли своеобразного арбитра, более того, хор создавал в спектакле
торжественную атмосферу, настраивал на серьезную ноту. Выход
хора имеет свои названия:
парод - прибытие хора, начало действия;
стасим - песни хора в отсутствии актеров;
жеод - последняя часть трагедии.
Песни хора состоят из парных частей (строфа - антистрофа),
и вторая часть (антистрофа) повторяет ритм первой строфы в первом
тексте. Чаще всего тема хора- возвеличивание воли богов, но не всегда.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары